Продолжение рассказа о Елене Петровне Андреевой
Кто ищет, тот всегда найдёт. Мудрая поговорка. Во всяком случае, надо пытаться найти, а там — как получится.
Ещё одна моя находка о Елене Петровне Андреевой — послевоенная фотография, на которой 31 по-осеннему одетых мужчин и женщин.
Если бы не мудрость и самоотверженное служение фронтовому братству Анны Павловны Медведевой (1920-2019; врач; третий и последний председатель Совета ветеранов СЭГа № 290), которая старательно подписывала фотографии своих однополчан, я бы не знала, какое событие собрало этих людей вместе.
Снимок сделан в октябре 1957 года в Москве на ступенях Театра Советской Армии. Это была первая послевоенная встреча тех, кто в годы Великой Отечественной войны служил в сортировочном эвакуационном госпитале № 290.
После окончания войны однополчане разъехались по республикам, которые тогда входили в СССР. Женщины, выйдя замуж, меняли фамилии. Поэтому первым энтузиастам, решившим собрать на встречу однополчан, пришлось немало потрудиться, чтобы хоть кого-то найти. И находили. На первую встречу собралось около 200 человек.
Некоторых фронтовиков на том снимке я узнала.
Это: В. Е. Гиллер (военврач, начальник СЭГа 290); М. Ф. Гольник* (ведущий терапевт госпиталя); Н. И. Минин (хирург, начальник хирургического отделения, профиль которого — ранения верхних конечностей); А. П. Медведева (врач; работала в разных отделениях); Н. П. Уварова (в замужестве — Михайловская; лаборант; организатор и вдохновитель первой встречи однополчан; первый председатель Совета ветеранов СЭГа 290); И. И. Замчук (полковник медицинской службы, хирург; из старшего поколения врачей госпиталя).
*В проекте «Неизвестный солдат» Государственного исторического музея есть рисунок врача, выполненный московской художницей Еленой Александровной Афанасьевой. Подпись под рисунком: «Главный врач терапевтического отделения. Эвакогоспиталь 290. 1942 г.». Фамилии нет.
В СЭГе 290 было лишь одно терапевтическое отделение, начальником которого и был Михаил Филиппович Гольник. Он, по штату госпиталя, был также ведущим терапевтом — консультировал также тех раненых и больных, которые находились в хирургических и других отделениях госпиталя. Выезжал на консультации в госпитали не только Западного, но и других фронтов.
С большой долей уверенности можно сказать, что на упомянутом рисунке художницы именно М. Ф. Гольник. На этой фотографии он слева в 1-м ряду; чуть отстранён от соседей по снимку; высокий; пальто, шляпа, белое кашне.
Читаю фамилии на обратной стороне фотографии. И вот такая приятная неожиданность: «Слева направо. В 1-м ряду… Андреева Елена Петровна, врач-терапевт; терапевтическое отделение». Пальто, шляпка, белый шарфик, туфельки. Улыбка. И очки.
На мой взгляд, эта красивая женщина мало отличается от той, что на портрете, написанном художницей Е. Афанасьевой в 1942 году. Только та Елена Андреева в военной форме. И очки также есть (у женщин на снимке только у неё очки; поэтому рассмотреть её легко).
На открытке Е. П. Андреевой, упомянутой в первой части рассказа о ней в проекте «Неизвестный солдат», назван посёлок Тишково и санаторий «Тишково». Вероятно, Елена Петровна там работала и жила.
Продолжаю поиск тех людей, кто знал Е. П. Андрееву. В музеях Пушкинского района и, возможно, в санатории «Тишково» обязательно должны быть документы об этой славной фронтовичке.
Всем желаю здоровья и мира!
Лариса Прошина-Бутенко
25 января 2021 г.