Надежда Лукьянова. Библиотекарь в СЭГэ 290

Мы всегда рады получать письма от наших читателей. Кто-то узнаёт своих родных, кто-то присылает нам бесценные сведения об изображённых на портретах. Очень интересное письмо мы получили вчера от журналиста Ларисы Васильевны Прошиной-Бутенко, которая нам уже писала ранее. Выражаем слова благодарности нашему корреспонденту и предлагаем вашему вниманию статью о Надежде Максимовне Лукьяновой-Савиновой, портрет которой в годы Великой Отечественной войны был написан московской художницей Еленой Александровной Афанасьевой в сортировочном эвакуационном госпитале (СЭГ) №290.


Среди портретов, написанных в годы Великой Отечественной войны московской художницей Еленой Александровной Афанасьевой в сортировочном эвакуационном госпитале (СЭГ) №290, есть портрет молодой женщины, под которым надпись: Надя Лукьянова.

Это Надежда Максимовна Лукьянова-Савинова.

Можно с уверенностью предположить, что служить в этом фронтовом госпитале она начала в то время, когда СЭГ 290 из-за тяжёлого положения на Западном фронте, защищавшего столицу от немецких фашистов и их союзников, был переведён в Москву (работал здесь с октября 1941 по март 1943 гг.). Надежда Лукьянова была библиотекарем.

В архиве СЭГа 290 есть её анкета, которую она заполнила 14 апреля 1966 года.

Сведений в анкете мало. Где родилась, из анкеты не известно. Но что есть.

Образование среднее. До войны библиотечный работник. Беспартийная. Когда началась война, ей было 25 лет. Значит, родилась Надежда Максимовна в 1916 году.

Награждена медалью «За оборону Москвы»; во время службы в СЭГе 290 получала благодарности и грамоты. В мирное время награждена медалью «Двадцать лет победы над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

И самое замечательное для женщины: «Замужем. Имею три сына и две дочери; внука и внучку».

На вопрос, где работает, ответила: «Домохозяйка».

Эти сведения о семье к моменту заполнения анкеты.

А теперь надо объяснить её вторую фамилию – Савинова.

Надежда Лукьянова была женой Георгия Трофимовича Савинова, комиссара (заместителя начальника СЭГа 290 по политической работе) госпиталя.

Политуправлением он был назначен в самое трудное для этого госпиталя время. СЭГ 290 начал формироваться, как основная медицинская база Западного фронта, 11 июля 1941 года – в г. Вязьме Смоленской области.

Фашисты хотели ещё летом того года прорваться к Москве, и провести парад своих войск на Красной площади. Шли тяжёлые бои. Вязьму беспрерывно бомбила вражеская авиация. Город был разрушен. Счёт раненых, включая местных жителей и беженцев, шёл на тысячи.

Вот в таких условиях и начал работать СЭГ 290. Его персонал (не только медицинский) самоотверженно спасал раненых. Подробности об этом фронтовом госпитале можно прочитать в Интернете, в частности, на литературном портале Российского союза писателей – Проза.ру.

Георгий Трофимович Савинов родом с Урала. В Красной Армии начал служить с марта 1919 года. А именно – в коннице. На политработе в армии с 1929 года. Несколько раз ранен. Хорошо пел.Был поклонником творчества А. С. Пушкина, читал наизусть поэму «Евгений Онегин» и разные стихи поэта.

Вероятно, Н. М. Лукьянова и Г. Т. Савинов поженились в московский период работы СЭГа 290. Ничего удивительного в том не было. В госпитале служило более тысячи человек — персонала разного профиля. Работали здесь и семейные пары (даже с детьми) с ещё довоенным стажем; появлялись и новые семьи.

Фронтовики были молодыми. Война не могла помешать любви.

Почему я уверена, что на рисунке художницы Елены Афанасьевой именно Надежда Максимовна Лукьянова? Я сравнила женщину на этом рисунке и на фотографии, сделанной в Москве в 1973 году.

На фотографии: одиннадцать мужчин и женщин стоят на фоне автобуса. Это ветераны СЭГа 290. Они собрались, чтобы отправиться в г. Вязьму на встречу с учащимися и преподавателями средней школы № 2 (здесь музей этого фронтового госпиталя), с местными жителями. Среди ветеранов и супружеская пара Лукьянова-Савинов.

Георгий Трофимович в тёмном плаще, белой сорочке и галстуке; на голове шляпа. Опирается на массивную палку. Надежда Максимовна в светлом плаще, без головного убора. Держит мужа под руку.

Как и на рисунке, светловолосая; те же черты и тот же красивый овал лица. Конечно, она стала старше; появились очки.

После окончания войны СЭГ 290 был направлен в город Бобруйск (Белоруссия), где стал базой для военного госпиталя. Он существует до сих пор.

Демобилизация персонала шла постепенно. В семье Лукьяновой-Савинова уже был ребёнок (или – не один). Они также приехали в Бобруйск, некоторое время там жили. А потом переехали в г. Минск.

Скорее всего, уговорили их обосноваться в Минске фронтовые друзья, там жившие. В частности, ведущий хирург СЭГа Михаил Яковлевич Шур (и до войны жил в Минске) и другие.

Публикуя воспоминания ветеранов этого госпиталя на Прозе. ру, я прошу читателей (родных, друзей, сослуживцев) дополнять рассказы о фронтовиках. Случается это не часто, но всё же бывает. И вот один из примеров.

В 2017 году откликнулся внук Надежды Максимовны и Георгия Трофимовича.

Вот что написал Георгий Георгиевич Савинов (имя Георгий, видно, передаётся в этой семье по наследству):

«Писать про дедушку не берусь, так как, к моему огромному сожалению, я родился, когда его уже не было в живых. Я знаю о нём только по рассказам папы и моей старшей сестры Татьяны, которая его хорошо помнит.

Мои сведения о дедушке отрывочны. Знаю, что после войны дедушка и бабушка жили в г. Минске на улице Красной, 22. Дедушка работал где-то по политической части. Его сильно донимали ранения (если я всё правильно помню — с войны у него был осколок в сердце).

Бабушка работала с трудными подростками.

У них было 3 сына и 2 дочери. Двоих сыновей уже нет в живых, а остальные живут в Минске.

Старший сын — дядя Слава был военным. Несколько лет назад он умер.

Старшая дочь — тётя Женя всю жизнь преподавала иностранные языки. Сейчас на пенсии. Она, кстати, с бабушкой — одно лицо.

Моему отцу — Георгию Георгиевичу Савинову — 74 года. Живёт в Минске с дочерью — моей сестрой Татьяной.

Младшая дочь — тётя Лиза. Живёт в Минске. Очень энергичный и весёлый человек. Именно она до последнего дня бабушки жила с ней и ухаживала за ней.

Младший сын — дядя Андрей. Его уже нет в живых. Отец говорит, что Андрей внешне был — вылитый дедушка.

Дедушка и бабушка похоронены на Московском мемориальном кладбище в Минске. Иногда (например, на радуницу, на 9 мая — День Победы и в другие дни) все мы: дети, внуки, правнуки и праправнуки — собираемся у их могил.

Так эти прекрасные люди умудряются, не находясь среди нас, собирать вместе всю огромную семью Савиновых».

Интересная подробность: Георгий Георгиевич Савинов (один из сыновей Георгия Трофимовича и Надежды Лукьяновой, отец их внука – автора письма) родился в госпитале. Очевидно, это произошло в 1943 году, когда СЭГ 290 вновь находился близ г. Вязьмы — в Пыжовском лесу.

Там был построен подземный (для безопасности раненых и персонала) медицинский городок; в шутку его называли «Пыжград». Работал в лесу госпиталь чуть больше года.

Фронтовой ребёнок! С пелёнок слышал вместе с маминым напевом: «Баю-баюшки-баю» и вой вражеских самолётов, разрывы артиллерийских снарядов.

Ещё некоторые подробности из другого письма Георгия Савинова:

«Папа раньше много рассказывал о госпитале. Там ведь прошло его детство. Мне почему-то (не знаю, почему, видимо, это потрясло мою детскую психику и сформировало взрослое мировоззрение) особенно запомнился рассказ о том, что, когда после войны дедушке выделили квартиру, то он от неё отказался.

Заявил, что санитарка Саша (если я всё правильно помню) сыновей в войну потеряла и с внуками в подвале живёт. Так в квартиру, которая была выделена деду, переехала из подвала санитарка Саша.

Потом, когда ему снова предложили квартиру, он опять отказался от неё в пользу кого-то из сотрудников.

В общем, как рассказывал папа, если бы бабушка не взяла решение жилищного вопроса в свои руки, они бы всей большой семьёй ещё долго жили в госпитале (тогда — в г. Бобруйске).

По рассказам, дед до самой смерти считал неприличным даже думать о каком-то благосостоянии для себя или своей семьи — у него всегда другие люди и их благосостояние были на первом месте.

О себе он не думал, даже когда здоровье сильно ухудшилось, и осколок в сердце напомнил о себе так, что вызвали «Скорую помощь». Врачи сказали, что деду осталось жить считанные дни, и они ничем не могут ему помочь.

Пока дед был в сознании, он не позволял обращаться к кому-либо за помощью, говоря, что у его знакомых врачей есть более важные дела. «Им людей надо лечить!», — говорил он.

Только когда дедушка потерял сознание, бабушка обратилась к бывшим врачам СЭГа (Михаилу Яковлевичу Шуру и другим).

Тогда они деда вытащили с того света, но сказали, что с таким ранением и в таком ритме жизни он проживёт не больше года.

Думаете, деда это остановило? Он продолжал работать и помогать людям… К сожалению, ровно через год после того случая он умер».

Эти письма от внука Лукьяновой-Савинова приходили из г. Новосибирска, где он работал и жил с семьёй. К сожалению, переписка оборвалась. Причины не знаю. Всё, что рассказано в его письмах о родословной дедушки и бабушки — ветеранов СЭГа 290 – это 2017 год.

Надеюсь, что все живы и здоровы.

Так благодаря рисунку художницы Елены Афанасьевой, сделанном в 1941 году, мы узнали биографию фронтовички Надежды Лукьяновой. В том госпитале у всех был тяжёлый труд: у врачей, медицинских сестёр, санитарок, библиотекарей, санитаров, политруков, водителей, сапожников, поваров…

Помимо своих основных обязанностей, им приходилось переносить на носилках раненых, дежурить у постели тяжело раненых, кормить тех, кто сам не мог есть… Многие были донорами; их кровь спасала почти безнадёжных раненых.

А в Пыжовском лесу силами персонала (большая часть – женщины) госпиталя был построен тот подземный городок; они рубили, пилили деревья, волокли их на лесопилку, рыли землянки и благоустраивали их.

Всё это и многое другое помогло победить немецких фашистов и их многочисленных добровольных союзников – помощников в той кровавой войне против СССР и его народов.

Во время Великой Отечественной войны не было малозначимого труда и скромных профессий.

Лариса Прошина-Бутенко
20 марта 2019 г.

Опубликовано Обновлено
В рубрике Новости