«Посмертный портрет майора Старцева» одним из первых был представлен в художественно-историческом проекте ГИМ «неИзвестный солдат». Портрет этот особенный, даже несмотря на то, что «простых» портретов в этом проекте нет, да и не может быть. Он нарисован художником Ростиславом Гореловым буквально через несколько минут после гибели замполита 1149 стрелкового полка. На листе бумаги сохранилась кровь погибшего. Сам художник достаточно пространно описал историю создания портрета и своих чувств, которые действительно обуяли им. Ведь В.А. Старцев просил нарисовать его портрет. Может быть, он предчувствовал скорую свою гибель? И советовал художнику, работы которого ему понравились, быстрее уехать и поберечь себя.
Именно этот портрет был, благодаря подробной истории, написанной на обороте рисунка, атрибутирован одним из первых. Однако, Министерство обороны России начало реализацию нового проекта «Дорога памяти», который уже объединил «десятки миллионов фотографий фронтовиков и всех тех, кто самоотверженно сражался и трудился в огненные годы Великой Отечественной войны». На странице этого проекта, посвященной майору Василию Александровичу Старцеву, недавно были «выложены» несколько его фотографий. То, что изображенный на фотографиях именно тот Старцев, нет никаких сомнений. На архивных сайтах Министерства обороны России «Подвиг народа» и «Память народа» нет сведений о другом майоре, заместителе командира полка по политической части Василии Александровиче Старцеве, погибшем 15 сентября 1943 года под Харьковом. Фотографий шесть. Они, скорее всего, охватывают период с 1938 года (когда он призван в Красную армию) до сентября 1943 года. Последняя фотография была сделана 9 сентября 1943 года — за шесть дней до гибели.
На одной фотографии В.А. Старцев изображен с женщиной. Кто она — не известно. На портрете художник написал: «Во время разговора майор Старцев, говорил, что любит литературу и сам ведет дневник — листы которого посылает к себе домой куда-то на Урал — (Может быть они сохранились у его родственников? Как разыскать?)». К сожалению, вслед за художником, мы тоже можем сказать: «Может быть, они сохранились у родственников? Как разыскать?» Поэтому «последняя точка» во всей этой щемящей истории о майоре Старцеве еще не поставлена. Поиск новых сведений о нем будет продолжен.
Александр Фолиев