На фронте военнослужащим запрещалось вести дневники. Об этом знали все. Для противника записи даже личного характера бывали источником самой различной информации. Однако художники этот запрет иногда нарушали. Весьма необычный дневник вел в августе — сентябре 1943 года художник газеты 2-го Украинского фронта «Суворовский натиск» Наум Лисогорский. Его «Украинский дневник» — это небольшой альбом с зарисовками мест, где побывала на фронтовых дорогах редакция газеты, и портретами людей, с которыми художник встречался. Рисунки дополнены короткими пояснительными текстами.
Среди портретных набросков обращает на себя внимание зарисовка военного в гимнастерке и фуражке со следующей подписью: «Проезжая Новоукраинку — с грузовика. Снайпер Петр Гончаров мой спутник по машине. 21 сентября 43 г.». В кузове грузового автомобиля судьба свела художника со знаменитым снайпером.
Петр Алексеевич Гончаров — человек удивительной судьбы. Он родился 15 января 1903 года в селе Ерзовка современного Городищенского района Волгоградской области. Вся его довоенная жизнь была связана со Сталинградом. Сначала он работал возчиком на строительстве Сталинградского завода, затем — обрубщиком на металлургическом заводе «Красный Октябрь». До войны он в армии не служил, но, как и многие рабочие сталинградских заводов, вступил в народное ополчение. Позже, попав в 44-й гвардейский стрелковый полк 15-й гвардейской стрелковой дивизии, был определен в тыловое подразделение. Такой сложнейшей военной специальностью как снайпер овладел на фронте. Провоевав год, он уже сам обучил снайперскому делу девять человек. Среди его учеников Герой Советского Союза Михаил Сохин, полные кавалеры ордена Слава Али Каримов, Дмитрий Стребков, Федор Шерстюк и другие.
Были ли знакомы Лисогорский и Гончаров до случайной встречи в дороге? Возможно. Наум Моисеевич был призван в армию в январе 1942 года и направлен на должность художника в газету «За Родину» формируемой 64-й армии. Первой его наградой была медаль «За оборону Сталинграда». 15-я гвардейская стрелковая дивизия, где воевал П.А. Гончаров, с февраля по октябрь 1943 года входила в состав 64-й (7-й гвардейской армии). Как раз в это время имя снайпера Петра Гончарова, на личном счету которого к концу Сталинградской битвы было уже 64 фашиста, стало знаменитым в 64 армии. Наум Лисогорский, как армейский газетчик, наверняка слышал о нем. К сентябрю 1943 года, когда и произошла встреча двух сталинградцев, снайпера и художника, на личном счету П.А. Гончарова было уже более четырехсот солдат противника. К этому времени имя его было хорошо известно не только в армии, но и на всем фронте. Возможно, в сентябре П.А. Гончаров возвращался из Сталинграда. Известно, что 31 июля 1943 года он присутствовал на первой плавке металла на восстановленном мартене № 0 завода «Красный Октябрь». Из этой поездки он привез кусок стали, которую дал восстанавливаемый завод.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии Старший сержант П.А. Гончаров был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, он был награжден орденами Красного знамени и Красной звезды, медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
31 января 1944 года П.А. Гончаров погиб в бою при прорыве обороны противника и был похоронен в братской могиле в селе Водяное Софиевского района Днепропетровской области.
Можно предположить, что небольшой портретный набросок в альбоме Н.М. Лисогорского — последнее прижизненное изображение Героя Советского Союза Петра Алексеевича Гончарова, сохранившееся на странице фронтового дневника художника.